Информационное обеспечение создания авиационной техники в работах НТУУ «КПИ» и АНТК им. О.К. Антонова

Станислав РАДЧЕНКО
Сергей ЛАПАЧ

Осенью 1974 года – 27 лет назад – сотрудники экспериментального отдела 18 Киевского механического завода (так тогда назывался АНТК им. О.К. Антонова) Колесниченко Константин Андреевич и Омельченко Николай Иванович обратились к профессору Картавову Сергею Алексеевичу с просьбой о выполнении исследований по совершенствованию методов проведения испытаний агрегатов и узлов летательных аппаратов. Сергей Алексеевич предложил им привлечь к этой работе сотрудника кафедры технологии машиностроения Радченко С.Г. Так была начата серия договорных работ между Киевским политехническим институтом, кафедра технологии машиностроения, и АНТК им. О.К. Антонова. Она продолжалась 17 лет.

Информационное обеспечение, помимо экономии на проводимых исследованиях, позволяет получить значительную прибыль от продажи наукоемкой продукции. Опыт мирового рынка показывает, что 1 кг веса автомобиля оценивается в среднем в 20 долл., бытовой электронной техники – в 100 долл., самолета – около 1 тыс. долл.

Первый цикл работ с АНТК им. О.К.Антонова выполнялся по договору №967 «Разработка и внедрение методики испытаний агрегатов и узлов на основе методов математической теории планирования эксперимента». Договор продолжался с января 1975 г. по декабрь 1985 г. и включал 26 этапов. Были решены следующие основные задачи.

  1. Минимизация массы корпусов металлических роликов для системы управления.
  2. Оптимизация значений управляемых факторов воздушно-тепловой противообледенительной системы самолета.
  3. Математическое моделирование системы кондиционирования воздуха самолета АН-3.
  4. Оптимизация и математическое моделирование воздушно-теплового противообледенительного устройства.
  5. Статические и усталостные испытания клепаных и клееклепаных соединений из углепластиковых листов.
  6. Аппроксимация многофакторных характеристик возмущенного движения самолета, полученных математическим моделированием на ЭЦВМ, полиномами 2-го порядка.
  7. Оптимизация и математическое моделирование технологии изготовления сотовых конструкций с обшивками из углепластиков по критерию прочности.
  8. Оптимизация параметров трехслойных панелей с трикотажным заполнителем, работающих на изгиб.